«Ремонтно-реставрационные работы здания вокзала Пермь-1 объекта культурного наследия»

Статус проекта: Текущий

Регион:

Год: 2018

Историческая часть
Вокзал Пермь-1 – один из старейших вокзалов страны, возведенный в стиле модерн с элементами древнерусского зодчества 19 века. Здание построено в 1878 году по проекту инженера-архитектора И.А. Быховца.
Здание является старейшим вокзалом краевой столицы, возведенным в конце XIX века, а также объектом культурного наследия. Пермь-1 охраняется как памятник архитектуры регионального значения, а также является памятником истории. В свое время на вокзале Пермь-1 останавливался писатель Антон Павлович Чехов. Здание связано с историей освоения территорий страны, с неумолимым ходом прогресса.
До постройки вокзала в начале XVIII века, на этом участке теснились торговые ряды, с 1745 года размещался Гостиный двор. С появлением Уральской горнозаводской железной дороги, связывающей уральские города, все поменялось. В 1878 году состоялось торжественное открытие пути от Перми до Екатеринбурга длиной в 468 верст.
Праздничное на вид, украшенное островерхими башенками, здание вокзала, появившееся на городской набережной, стало подлинным украшением города.
Вот как описывали современники внутреннее устройство вокзала: «Он делился на четыре секции: ресторан, зал ожидания для пассажиров 1 и 2 класса с мягкими диванами, зал ожидания для пассажиров 3 класса с жесткими диванами, а также билетные кассы и большой иконостас. Путешественник, отправляющийся в дорогу, мог помолиться о благополучной дороге». («Старая Пермь», Е. Спешилова).

Современная часть
Вокзал Пермь-1 относится к линии Свердловской железной дороги, принимая пригородные электропоезда, отправляющиеся в Горнозаводском направлении. Станция соединяет населенные пункты Оверята, Голованово, Кизел, Лысьву, а также железнодорожные терминалы Чусовскую, Комарихинскую, Углеуральскую.
Через Пермь-1 на сегодняшний день следует около 30 пригородных поездов. До начала строительных работ услугами вокзала пользовались до 400 тыс. человек в год.
За все годы существования, здание вокзала коренным образом не реставрировали, и оно под натиском времени обветшало.
В 2004 году здание закрыли на капитальный ремонт. Функционировали только кассы пригородного сообщения в пристройке.
В 2006 году планировалось приступить к обновлению фасада, а завершить работы – в 2008 году. Однако процесс приостановили, позднее обсуждалась возможность реконструкции вокзала совместно с краевыми властями. Тогда в части помещений разместили бы экспозицию музея современного искусства, но стороны не договорились.
В 2010 году Департаментом пассажирских сообщений ОАО «РЖД» совместно с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края сформировано задание на разработку проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ здания вокзала Пермь-1 объекта культурного наследия.
В 2012 году проект реставрации здания вокзала станции Пермь-1, разработанный Екатеринбургским проектно-изыскательским институтом – филиалом ОАО «Росжелдорпроект», прошел историко-культурную независимую экспертизу. В конце 2012 года проект получил положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России».
В 2014 году реставрационно-ремонтные работы по воссозданию памятника архитектуры федерального значения — здания вокзала станции Пермь-1 со стороны ОАО «РЖД» поручены ООО «Корпорация Р-Индустрия», компании на тот момент имеющей колоссальный опыт в проведении реставрационных работ и получившей самые положительные оценки за выполненные работы по другим вокзалам на Октябрьской железной дороге – железнодорожные вокзалы станций Тверь и Зеленогорск. Благодаря имеющимся лицензиям на проведение реставрационных и строительных работ ООО «Корпорация Р-Индустрия» получила уникальную возможность прикоснуться к истории и поучаствовать в возрождении вокзала.
На тот момент здание находилось в аварийном состоянии и было недоступно для пассажиров.
По задумке проекта здание вокзала разделяются на функциональные части, предназначенные для пассажиров, посетителей и работников вокзала и станции. Для пассажиров отведен операционный зал с кассами пригородного и дальнего следования, зал ожидания, камера хранения, комнаты отдыха, медпункт, санузлы. Не забыли и помещения для общественного досуга с элементами выставочных экспозиций и гардероб. В одной из частей предусмотрены кабинеты для сотрудников. В каждой группе помещений располагаются выходы с пандусами и крыльцами.
С момента начала реставрации железнодорожного вокзала, ООО «Корпорация Р-Индустрия» был произведен титанический труд. Выполнен весь комплекс работ, начиная с замены обветшалых канализационных труб на новые, соответствующие современным строительным нормам и правилам, заканчивая — восстановлением исторического лепного декора на фасадах здания и окраски его в оригинальные цвета, задуманные самим Петром Павловичем Шрейбером.
Намереваясь восстановить прежний внешний вид вокзала, в помещениях здания вокзала на пол уложен натуральный гранит. Со стороны железнодорожных путей, над центральным входом, восстановлен исторический навес с воссозданными историческими колоннами и кронштейнами. Все утраченные столярные изделия (парапетные решетки, оконные и дверные блоки) выполнены из древесины дуба и воссозданы по чертежам, разработанным по иконографическим материалам исторической записки.
Так же при реставрации вокзала был выполнен ряд необходимых работ, без которых невозможно было бы представить объект архитектуры в первозданном виде, задуманном автором. Среди них такие работы, как: воссоздание исторической кирпичной кладки, воссоздание колонн внутри здания, воссоздание интерьеров и внутренней отделки, воссоздание исторических фасадов, реставрация кровли и башен вокзала.
Для соответствия здания современным нормам и требованиям выполнен весь комплекс электромонтажных работ и работ по устройству слаботочных систем, систем отопления, вентиляции, водопровода и канализации и многое-многое другое.
В ходе работ была выявлена необходимость производства множества дополнительных работ, ранее не запланированных к выполнению и не учтенных проектной документацией (например, восстановление трассы ливневой канализации длиной 209 метров от здания вокзала до реки Кама). Для решения подобных задач потребовались дополнительные ресурсы и время.
12 декабря 2017 года в здании вокзала открылась федеральная историко-патриотическая выставка «Россия — моя история».